Федеральная сеть
агентств недвижимости

Теперь можно бесплатно оформить в собственность земельный участок под своим домом, если он построен до 1998 года

Многие граждане, получавшие еще в советское время земельные участки от государства, сейчас сталкиваются с серьезной проблемой: недостаточно документов для того, чтобы оформить этот участок в свою собственность — а значит, и все постройки на нем, включая жилой дом.

В результате наследники лишаются возможности подтвердить свои права на родительский дом и землю, и недвижимость признается собственностью государства.

С 1 июля этого года вступил в силу Закон № 478-ФЗ (от 30 декабря 2021 г.), который позволяет решить эту проблему путем упрощенного порядка оформления частной собственности на земельные участки с жилыми домами, возведенными до 14 мая 1998 года (это дата, с которой вступил в силу Градостроительный кодекс РФ). Разберем, как это можно сделать.

1) Для применения упрощенного порядка должны соблюдаться следующие условия:

— гражданин постоянно проживает в доме, который расположен на территории населенного пункта,

— дом был построен до 14 мая 1998 года и не зарегистрирован в чьей-либо собственности (это прослеживается по техплану дома, выписке из похозяйственной книги, дате прописки жильцов или по другим документам),

— дом одноквартирный (новые правила не применяются к многоквартирным и в т.ч. двухквартирным домам),

— земельный участок под домом находится в государственной или муниципальной собственности,

— участок не относится к категории земель, который закон запрещает передавать в частную собственность (земли заповедников, первого пояса зоны охраны источников питьевого водоснабжения и т. д. — полный перечень приводится в ст. 27 Земельного кодекса РФ).

2) Нужно проверить, находится участок на кадастровом учете или нет. Это можно сделать на сайте Росреестра в разделах «Справочная информация об объектах недвижимости в режиме online» или «Публичная кадастровая карта».

Также можно выяснить эту информацию, обратившись в МФЦ, Росреестр или местную администрацию.

Если участок не поставлен на кадастровый учет, необходимо составить схему его расположения. Для этого можно обратиться к кадастровому инженеру или подготовить этот документ самостоятельно:

— зайти в Личный кабинет на сайте Росреестра (через авторизацию на «Госуслугах»)

— и воспользоваться сервисом «Подготовка схемы расположения земельного участка». Здесь можно сформировать схему в электронном виде, скачать ее и распечатать.

3) Со схемой (если участок не стоит на кадастровом учете), а также с пакетом документов, указанным ниже, нужно обратиться в муниципальную администрацию (если участок находится в муниципальной собственности) или в территориальное управление Росимущества (если земля в региональной или федеральной собственности).

При этом подается заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (без уплаты какой-либо пошлины).

Понадобятся следующие документы:

— квитанции об оплате ЖКУ или документ, подтверждающий подключение дома к сетям инженерно-технического обеспечения,

— выписка из похозяйственной книги или из иного документа, где есть информация о жилом доме и о том, что он принадлежит заявителю,

— документ о технической инвентаризации жилого дома или технический план дома, из которого видно, что дом возведен до 14 мая 1998 года,

— документ о предоставлении земельного участка заявителю,

— документ, выданный нотариусом, в подтверждение права на дом (для наследников — свидетельство о праве на наследство).

Если у заявителя нет каких-то документов из этого перечня, можно приложить те, что имеются у него в наличии. Но обязательно должен быть документ, подтверждающий возведение дома до 14 мая 1998 года.

Заявление рассматривается в течение 30 дней (при этом проводится осмотр жилого дома, расположенного на земельном участке — чтобы подтвердить его наличие).

Если все в порядке, заявителю выдают решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Для оформления в собственность дома понадобится технический план (его составляет кадастровый инженер).

Муниципальная администрация (или управление Росимущества) самостоятельно направляет документы на регистрацию в Росреестр. Заявитель получает выписку из ЕГРН, подтверждающую, что он стал собственником земельного участка и дома.

Поделиться:

Share on vk
Share on telegram
Share on odnoklassniki
Share on whatsapp
Share on email

Хотите работать в недвижимости?

Работа специалистом по недвижимости – правильный выбор для тех, кто готов много работать и достойно зарабатывать!

Мы приглашаем в свою команду, как профессионалов с опытом, так и тех, кто только пробует себя в новой специальности.

С нами вы получите интересную работу, клиентов и хорошую оплату труда!

Мы в соцсетях:

Если хотите, мы перезвоним Вам и ответим на все интересующие Вас вопросы

Постройте свою успешную карьеру вместе с нами!
Выберите вакансию, которая подходит именно вам.