Действующие Правила предоставления коммунальных услуг (утв. ПП РФ от 6 мая 2011 г. № 354) предусматривают, что в случае нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки счетчик признается вышедшим из строя (п. 81(12) Правил).
Поэтому от повреждения пломбы до обвинения собственника жилого помещения в несанкционированном вмешательстве в работу счетчика всего один шаг.
В этом выпуске приведем свежий пример из судебной практики, который наглядно иллюстрирует, какие два возможных последствия грозят собственнику жилья в случае повреждения пломбы на счетчике, и от чего зависит, какое из них к нему применят.
В ходе строительства бани, при подключении системы водоснабжения была случайно повреждена пломба на счетчике холодной воды.
Заметив это, собственница дома позвонила в «Водоканал» и сообщила о случившемся. Через некоторое время пришла проверка: сотрудники «Водоканала» составили акт, где зафиксировали факт повреждения пломбы и заново опломбировали счетчик.
А вскоре после этого собственнице выставили доначисление платы за холодное водоснабжение: за 3 последних месяца ей следовало доплатить 25 тысяч рублей (расчет был произведен с учетом выявленного повреждения пломбы: по нормативу потребления с применением повышающего коэффициента 10).
Женщина обратилась в суд, требуя признать действия «Водоканала» незаконными, т. к. счетчик был полностью исправен, никакого вмешательства в его работу не было, и она незамедлительно уведомила ответчика о срыве пломбы.
Однако суды двух инстанций поддержали в этом споре «Водоканал», отметив, что факта повреждения пломбы уже достаточно для того, чтобы применить 10-кратное доначисление платы за воду согласно п. 81 (11) Правил №354, поскольку счетчик в таком случае признается неисправным, а поддерживать прибор учета воды в работоспособном состоянии обязан собственник жилого помещения.
Только в кассационной инстанции женщине удалось добиться отмены этих решений.
Там отметили следующее: действующие правила предусматривают два возможных последствия на случай обнаружения поврежденной пломбы на счетчике — в зависимости от того, как они были выявлены (после получения сообщения от самого потребителя или в ходе проведения проверки).
В первом случае плата доначисляется по нормативу потребления, но без повышающего коэффициента — за период со дня повреждения пломбы до дня опломбирования счетчика. А 10-кратный коэффициент применяется только во втором случае — если срыв пломбы зафиксирован в ходе проверки счетчика.
С учетом этого дело направили на пересмотр: если собственнице удастся доказать, что она действительно уведомляла «Водоканал» о факте повреждения пломбы, доначисление платы признают незаконным (Шестой КСОЮ, дело №8Г-14355/2023).
Поэтому важно не только своевременно уведомить коммунальную организацию о факте повреждения пломбы, но и заручиться доказательствами отправки этого уведомления.